19:17

Имена

Дама, приятная во всех отношениях
27.11.2010 в 18:04
Пишет  Gabriel Vega:

Пуританское имятворчество
В XVI веке Англия становится протестантской страной. Новообращенные протестанты, как и всякие неофиты, пытались порвать "с проклятым католическим прошлым" любым доступным способом. Чтобы как можно больше отличаться от католиков, они решительно отказались давать детям имена из святцев и начали искать другие источники. Источники нашлись быстро: в моду вошли имена из Ветхого и Нового Заветов: Сэмюэл (Самуил), Эбрахам (Авраам), Сара, Бенджамин (Вениамин), Дебора (Девора), Инек (Енох). Иногда в поисках имени "покрасивше" не слишком грамотные родители попадали впросак: так, многих девочек начали называть Дилайлами (Dalilah), хотя Далила, предавшая Самсона за тысячу сто сиклей серебра, вряд ли может считаться положительным персонажем не то что с точки зрения веры, но и простой порядочности.

Те, кому библейских источников показалось мало, начали изобретать имена сами: Черити (благотворительность), Честити (непорочность), Верити (истина), Мерси (милосердие). Особенно богатой фантазией обладали пуритане – последователи кальвинизма, считавшие, что англиканская церковь еще недостаточно освободилась от пережитков католицизма и нуждается в дальнейшем реформировании. Как и всякие радикалы, пуритане часто хватали через край, что и сказалось в их имятворчестве: детей начинают называть Everlasting-Mercy (Бесконечное-Милосердие), Sorry-for-Sin (Сожалею-О-Грехе), Faith-My-Joy (Вера-Моя-Радость).

читать дальше

URL записи

Параллель с советским постреволюционным имятворчеством просто напрашивается. Имена из святец точно также перестали котироваться у особо рьяных родителей. и они начали называть детей производственно - Тракторами и Шестеренками, революционно - Октябринами и Революциями, по-передовому - Электрификациями, ну и так далее.
По нескольку имен детям давать не разрешали, все-таки правила были построже, чем в Англии 17 века, так что желающие назвать ребенка Революцией мировой вынуждены были довольствоваться Ревмирой, Пятилеткой в четыре года - Пятвчетом, Владимиром Лениным - Владленом, Лагерем Шмида в Арктике - Лагшмиварой. Ну и конечно самый популярный пример, это Да здравствует Первое Мая - Даздраперма.
Кроме того, желая приобщиться к культуре, некоторые родители начали давать детям имена с оперных афиш, ну и вообще подхваченные где-то заграничные и красиво звучащие - Изольда, Иоланта, Роланд и т. п.
Были и очаровательные совмещения, например имя Гертруда, которое кто-то воспринимал как заграничное, а кто-то как Героиня труда.
Но были и накладки вроде пуританской Далилы - например, в погоне за тем же приобщением к мировой культуре девочкам давали имена Баядера и Травиата.

Впрочем, склонность некоторых родителей поиздеваться над ребенком и наградить его звучным именем, над которым будут потихоньку хихикать окружающие, была всегда, остается она и сегодня. О чем напоследок очаровательное стихотворение Юрия Благова. Когда оно сочинено, не знаю, но я бы отнесла его к 60-м, уж очень молодые родители похожи на "физиков и лириков".

Дед, старался для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих громко:
Товий, Муций… Свен… Орест…

читать дальше

@темы: История, Слова, имена

Комментарии
03.12.2010 в 19:25

По-своему положительный персонаж. (с)
Ну кстати Октябрина и Владлен с моей точки зрения красиво звучат :)))
03.12.2010 в 19:31

Дама, приятная во всех отношениях
Одинокая Волчица (Юлия)
Ну а почему бы и нет:) Некоторые пуританские имена тоже оказались удачными и даже прижились.
03.12.2010 в 19:32

kate-kapella
класс :lol: спасибо за перепост =)
А параллель напрашивается, да =) Хотя я согласна с тем, что многие имена получились вполне себе ничего =))
Но вообще мне ограниченность набора выбора не нравимтся очень. А реакция сверстников связана, имхо, не с тем, что имя страшное, а с тем, что непривычное, а у нас к непривычным именам не привыкли ((( Впрочем, когда речь идет о мальчиках, там объективная необходимость в уравниловке, увы =))
03.12.2010 в 19:33

...мы, маленькие феи, магии боимся...
Кстати, Изольда была таким же совмещением сознания, как и Гертруда. Я в старой-престарой "Науке и жизни" читала статью про имена. Там было написано, что Изольдами часто называли дочерей полярники (типа "изо льда").
Ой, комментарий не отправляется, а я еще вспомнила, что имя было "лагерь Папанина на льдине", а вот как само имя звучит - не помню(( Типа Лапанальд, наверное)))
03.12.2010 в 19:34

В тридцатые годы в Минске модно было называть по-заграничному (наверное, не только там). В итоге мы имеем Эдуарда и Нелли, которых в июле 1941 пришлось срочно перекрещивать в "нормальные" имена, потому что всех не православно названных фашимсты считали евреями. Занималась этим моя прабабушка, поскольку бабушка была передовая и в церковь не ходила. В итоге Алексей и Наталья, но именами этими они не пользуются. Так и остались типа семейной легенды.
03.12.2010 в 19:36

Дайри глючат весь день. Когда они пишут, что "неизвестная ошибка" - на самом деле комментарий прходит.
03.12.2010 в 19:42

у-ук
И к имени "Марлена"/"Марлен" тоже как-то привыкла: бабушкина подруга да и известный режиссер очень облагородили имя.
А еще мне очень глубоко втайне нравится идея отца Ясена Засурского дать сыну имя - дерева. Понатно, Ясен с ним натерпелся, мягкий знак "выкорчевал"... но все-таки славное начинание было.

Если сообщения дублируются, может kate-kapella удалит лишние...
03.12.2010 в 20:11

Все революции похожи. Французская вот ввела в моду Гракхов, Брутов, Муциев и прочих суровых римских республиканцев. А заодно уж цветы и фрукты - лишь бы не отмененных святых. Дюма прелестно обыграл это в "Кавалере Красного замка", где фигурируют священник из присягнувших и его служанка: "Старушку Гиацинту некогда звали Мадлен, но она приняла вместо имени святой название цветка, точно так же, как его преподобие Жирар стал называться гражданином Жираром".

Далее герой делает роковую по тем временам ошибку:

- Дома господин аббат Жирар?
- Гражданин, - отвечала служанка, - здесь нет ни господина, ни аббата.
- Извините, сударыня, - спохватился молодой человек. - Я хочу сказать - служитель церкви Сен-Лоран.

Он поправился, да не совсем. Впрочем, как надо было сказать, чтобы вышло вполне революционно, догадаться нетрудно:)
03.12.2010 в 20:33

Откуда молния сверкнет? Что отразится в бездне вод? Пред кем король склонит колена?
Параллель с советским постреволюционным имятворчеством просто напрашивается.
Интересно, а в наше время "демократические преобразования", "либеральные реформы", "возвращение в мировую цивилизацию" такой волны не породили.

По нескольку имен детям давать не разрешали,
А тоже, кстати, почему у славянских народов эта традиция не прижилась?
Хотя если учитывать немалое число межнациональных браков появление имен вроде Тарас-Ашот или Анна-Айгуль было бы вполне объяснимо.

еще мне очень глубоко втайне нравится идея отца Ясена Засурского дать сыну имя - дерева
Мне всегда казалось, что это что-то польское или южнославянское.
А само по себе имя неплохо звучит - и без мягкого знака, и с таковым.
03.12.2010 в 20:45

Tara Aviniony

Волны нет, но странные имена есть и двойных сколько угодно.
03.12.2010 в 21:25

Параллель с советским постреволюционным имятворчеством просто напрашивается.
Почему только советским? Если уж на то пошло, все имена изначально имели конкретный смысл, хотя сейчас мы этот смысл и забыли.
03.12.2010 в 21:33

Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат (с) :))))
Kate
а я еще вспомнила, что имя было "лагерь Папанина на льдине",
или "Отто Юльевич Шмидт на льдине" - а как само имя звучало, уже не помню...
из наших архивов - помню, что бабушкину одноклассницу родители назвали Белая Ночь Ивановна :)
Tara Aviniony
еще мне очень глубоко втайне нравится идея отца Ясена Засурского дать сыну имя - дерева Мне всегда казалось, что это что-то польское или южнославянское. А само по себе имя неплохо звучит - и без мягкого знака, и с таковым.
это да :). Сына моих друзей зовут Ясенем - "Ясень". От "Ярослав". Вот не прижилось к нему "Слава" :)
tigrjonok
Но вообще мне ограниченность набора выбора не нравимтся очень. А реакция сверстников связана, имхо, не с тем, что имя страшное, а с тем, что непривычное, а у нас к непривычным именам не привыкли (((
если непривычное, это ничего. Но у нас же перегибы любят. Вроде "Белой Ночи" :).
С другой стороны, общий тренд - называть всех девочек Галинами или Натальями или Александрами (в разное время), "потому что модно", - тоже не сахар.
03.12.2010 в 21:39

Caitlin O*Shannessy
если непривычное, это ничего
так если бы ничего =)) У меня есть знакомая Анджела, котрой в свое время от сверстников (т.е. в 80-е) за имя еще так доставалось :-D
С другой стороны, общий тренд - называть всех девочек Галинами или Натальями или Александрами (в разное время), "потому что модно", - тоже не сахар.
так именно что (((
03.12.2010 в 21:45

Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат (с) :))))
tigrjonok
У меня есть знакомая Анджела, котрой в свое время от сверстников (т.е. в 80-е) за имя еще так доставалось
правда? (искренне удивляется). Дразнили, что ли?
03.12.2010 в 22:04

Всегда любила это стихотворение (Мельвин и Сысой, простите)).
Да, с именами все бывает непросто. Вот невестку посетила мысль младшую дочь назвать Ариной. Вроде бы хорошее имя, только у нее Р в отчестве и фамилии, сплошной рык, да плюс в школе, как дойдет до Пушкина с няней, так и быть ей Родионовной до упора...
Назвали Анной. Очень сочетается со старшей, Елизаветой. Имена равнозначные, "царские"...
03.12.2010 в 22:07

Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат (с) :))))
tigrjonok
ссссстранно. О, сколько нам открытий чудных...
03.12.2010 в 23:35

Не категоризируй другого своей методологией!
Caitlin O*Shannessy
С другой стороны, общий тренд - называть всех девочек Галинами или Натальями или Александрами (в разное время), "потому что модно", - тоже не сахар.

Странно, меня по паспорту зовут Александрой (называют Алисой), так я наперечет знаю тезок, Александр, в смысле)) Наверное, это региональное. Хотя, после "Москвы слезам не верит", тезок прибыло)) Да, еще убивает постоянное сокращение, как Саша, и почему-то обижаются, если не отзываюсь. У меня у приятельницы дочку Стасей зовут. Когда она меняла школу, прошло месяца два, прежде чем ее Настей звать отучились.

У нас в университете у философов-третьекурсников в группе 4 Алисы. Я когда-то у них заменяла. Когда я представилась - аудитория легла от смеха. Они сказали, что на весь универ Алис семь студенток (правда, у нас в тот год наверное всего тысячи три училось). Вот и редкое имя))

Волны нет, но странные имена есть и двойных сколько угодно.

Двойные в русском скорее всего из-за очества не прижились. У меня была учительница, которая родилась в Аргентине. Она была Анна-Мария по паспорту, но ее все равно называли Анна Израиловна. А в Европе есть четкое различие два имени или двойное. Скажем, Жан-Мари Ле Пен. Тут Жан-Мари - это двойное имя. А у меня есть приятель. Его зовут Жеральд, а второе имя у него Мари - в честь крестной. Обычно называют первым, очень редко вторым-третьим. И обычно - второе-третье в честь крестных, поэтому так много "двойных" имен.
04.12.2010 в 01:43

Falcon in the Dive
Как раз недавно попалась примерно такая же штука в одном романе, про пуританские имена, там еще это было с юмором обыграно)
05.12.2010 в 15:05

Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат (с) :))))
Алиса ака Подарок
так я наперечет знаю тезок, Александр, в смысле))
возможно, региональное. Я родилась и училась в Петербурге, у меня было пять Саш в классе. А в университете - на факультете Александров или Александр было больше всего. Само имя красивое, безусловно, но для детей 1980-1981 годов рождения в Петербурге - очень распространенное.
У нас в университете у философов-третьекурсников в группе 4 Алисы.
я Алиса :), нас было две Алисы на курсе, и там я впервые встретила тезку :). А вот сейчас маленьких "Алис" много, которым по два-три года.
У меня у приятельницы дочку Стасей зовут. Когда она меняла школу, прошло месяца два, прежде чем ее Настей звать отучились.
от Анастасии мне еще нравится сокращение "Ася" :). И "Стася" - очень хорошо, нежно :).
06.12.2010 в 18:47

Не категоризируй другого своей методологией!
Caitlin O*Shannessy
Саш-мальчиков - вокруг всегда было много. В младших классах у нас их было целых четыре в классе. И все Саши. А вот девочек - наперечет. Особенно моего возраста и старше. (юг Украины)
А 80-81 - это как раз пик был после "Москва слезам не верит", наверное)) Во всяком случае, большинство моих знакомых либо в этой возрастной категории, либо совсем маленькие. Правда, сейчас их на Украине часто Олесями/Лесями сокращают (в укр. варианте - Олександра, у меня вечно спрашивают, как можно Алиса от Олександри сокращать, а я столько сил убила, чтобы у меня через "А" было).
06.12.2010 в 19:40

Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат (с) :))))
Алиса ака Подарок
Олеся - тоже хорошо:)
А Вы сразу представляйтесь Алисой. Кому какое дело, что записано у Вас в паспорте, правда же? :)
09.12.2010 в 11:37

Не категоризируй другого своей методологией!
Caitlin O*Shannessy
Я в университете работаю - имя постоянно мелькает. А потом - мне очень нравиться имя Александра, поэтому студенты меня называют паспортным именем. А вот с не студентами часто приходиться проводить увлекательные беседы...
09.12.2010 в 23:37

Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат (с) :))))
Алиса ака Подарок
А вот с не студентами часто приходиться проводить увлекательные беседы...
:)