Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
15:43 

История некоторых пасхальных традиций

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
Пишет MirrinMinttu:
Кое-что о Пасхе
В наше время, празднование Пасхи выглядит как-то так:



Тут тебе и Иисус, и зайчики, и шоколадные яйца, и атмосфера несколько натужного веселья. С одной стороны, почти все знают, что весёлого в той давней истории мало. Вернее, совсем никакого веселья в ней нет. С другой стороны, зайчики и шоколад. Вроде, повод впасть в детство и повеселиться. Но детей-то не обманешь:





Когда-то, в Средние века, всё это несло печать здравого смысла. Даже если оставить в стороне религиозную составляющую, мало понятную душе человека современного, можно легко себе представить, каково было сидеть 40 дней практически на одной рыбе. Яйца во время поста есть тоже было нельзя, и их варили впрок, в солёной воде. А потом красили. Чаще - в красный цвет, ассоциирующийся с кровью Христа. Германские области предпочитали зелёный. Но простые люди просто-напросто варили яйца с шелухой лука, которая давала ровный, золотистый цвет.

Благородное сословие радовалось возможности снова включить яйца в рацион не меньше, чем простонародье, но делало это с превеликой помпой. Эдвард I, например, в 1290-м году заплатил за покрытие 450 яиц позолотой. Себе на радость, и придворным в подарок.

Впрочем, это выглядит очень скромно по сравнению с тем, что сделали в 1276 году Элеанор и Симон де Монфоры: для праздников они закупили 3700 яиц. Впрочем, это не удивляет, если вспомнить, что Пасха была в Средние века большим праздником, когда хорошие и умные лорды одаривали свою челядь едой и новой одеждой, устраивали для них настоящий пир, и, конечно, давали полный выходной. Пир - дело серьёзное.

Разумеется, для подготовки такого серьёзного дела надо было чем-то занять детей, чтобы они не путались под ногами и не кусочничали. Коварные взрослые прятали яйца здесь и там, в основном - на холмах, и задачей детей было эти захоронки найти. Конечно, им объясняли, что традиция ведёт свою история от того утра, когда ученики Иисуса искали гробницу, из которой он восстал. Но вообще-то, это было просто весело - сначала искать, а потом катить эти круглые предметы с горок вниз. Отсюда - тема детей, занимающихся с яйцами, на пасхальных открытках. Часть которых, честно говоря, криповата:






А вообще, пирушка продолжалась три дня, с воскресенья по вторник. В понедельник, девушки пытались изловить молодых людей, символически связать их, и отпустить только за откуп, который жертвовался церкви. Во сторник, то же самое проделывали молодые люди. Что думала об этом сама церковь, неизвестно.

Что касается зайчиков, то есть предположение, что название Пасхи, Easter, имеет отношение к имени богини весны Easre, которая имела земное воплощение в образе лесного зайца.

Правда, предположение это звучит как-то так: "According to the University of Florida's Center for Children's Literature and Culture, the origin of the celebration - and the origin of the Easter Bunny - can be traced back to 13th-century, pre-Christian Germany, when people worshiped several gods and goddesses. According to History.com, Easter eggs represent Jesus' resurrection. However, this association came much later when Roman Catholicism became the dominant religion in Germany in the 15th century and merged with already ingrained pagan beliefs".

Давайте не будем больше смеяться над перлами американских студентов. Их просто учат альтернативной истории, в которой немцы тринадцатого века были язычниками, и римско-католическая церковь утвердилась только в пятнадцатом веке.

Есть другое, более реальное мнение, что в Средние века зайцы никакого отношения к Пасхе не имели, а появились в праздниках только около конца 1600-х. В работе Георга Франка фон Франкенау, De ovis paschalibus, упоминается о пасхальной байке, согласно которой зайцы приносили спрятанные яйца детям. Но только хорошим детям, разумееется.



Тем не менее, в массовую пасхальную культуру зайцы действительно набежали из Америки. То есть, туда сказки и традиции привезли немцы в 1700-х, и на новой почве сказки о зайках расплодились, стали частью новой пасхальной культуры, и торжественно вернулись на историческую родину. Теперь они сами приносили хорошим детям крашеные яйца и сладости в корзинках, в канун Пасхи. Иногда доставка была прямо в комнату, иногда - в тайное место в саду. Логично предположить, что, поскольку зайки яйца не несут, они их попросту крали у кур.









С цыплятами всё сложнее. В наши дни, почти все декоративные пасхальные цыпочки появляются на свет в одном китайском городе. Тем не менее, на открытках они появились уже при викторианцах. Ассоциация понятна: весна-начало нового цикла-яйцо-цыплёнок. Плюс, иллюстрация того, как "неживое" (яйцо) стало "живым" (цыплёнок). Но вот кто первым стал рисовать цыпочек на пасхальных открытках - сложно сказать. Во всяком случае, в 1890-м году они уже были:



Правда, лично у меня есть смутное чувство, что птички на ранних пасхальных открытках - это вовсе не цыплята.

С шоколадными яйцами всё понятнее. Сначала подарочные яйца стали делать из сахара и марципана, и потом - из шоколада.

Что касается нашего времени... Ну, сами понимаете, что без монстриков дело не обошлось. И без котиков тоже.





Без косплея тоже не обошлось. Правда, разница в понимании косплея сильно изменилась за сто лет.






URL записи

@темы: История, Разное

URL
Комментарии
2017-04-17 в 18:59 

Kollet
Не волноваться, а волновать!
Какая замечательная статья!:kiss:

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Четырнадцать аллей

главная