18:13 

Мой костюм горожанки XV века (2 часть – выбор ткани)

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
Первая часть здесь: Мой костюм горожанки XV века — по «бургундской моде» (список деталей)

О, выбор ткани оказался делом непростым. Когда я пришла в реконструкцию, о костюме я знала всего две вещи – он должен быть из натуральных тканей и сшит вручную. Но я и не предполагала, что ткань ткани рознь.

Первой неожиданностью стало то, что в Англии XV века было только три вида ткани. Шерсть, лен и шелк. Оговорюсь – теперь я знаю, что их было несколько больше, но когда я собирала костюм, всякие тонкости вроде фустиана и бакрама были мне еще неизвестны.

Но, Боже мой, даже лен льну оказался рознь, что уж говорить о шерсти и шелке. В общем, второе, что я узнала – бывает полотняное и саржевое переплетение. И на Англию XV века нужно использовать полотняное. Причем обычное, а не двунитку (чтобы было поменьше спорных моментов). Не говоря уж о том, что самые тру-реконструкторы используют только домоткань, как максимально аутентичную. Но я, как уже сказала, не претендую, поэтому как и большинство удовольствовалась более-менее подходящей фабричной тканью.



Лен мне требовался двух видов:

1) Тонкий белый, кремового оттенка, поскольку современная белизна слишком белая для средневековья (нет, был там и почти совсем белый, но это у дорогих тканей… но о цветах в другой раз, если руки дойдут). Это на рубашку и бургундский платок.
2) Цветной – 4 цвета: на киртл (я выбрала красный), на его подкладку (золотисто-коричневый), на подкладку оверкиртла (салатовый, кстати, идентичный натуральному, но об этом тоже в другой раз), и на шоссы (вообще-то шерстяные считаются более правильными, но это как обычно спорный вопрос).

В принципе, со льном у меня проблем особо не было, я его купила быстро. Другое дело – шерсть. Шерсть, как оказалось, тоже бывает разная, причем очень разная. Во-первых, бывает сукно. И оно сильно различается по плотности, качеству и т. п. Во-вторых, бывает просто шерсть, и она тоже разная по качеству, переплетениям и даже по внешнему виду. Ну и наконец, главная проблема – найти стопроцентную (или хотя бы 90-95%) шерсть не так-то просто. Почти во всю добавлены синтетические материалы, что на самом деле совершенно логично – так она становится лучше, удобнее, меньше мнется и т. д. Но зато теряет историчность.

По вопросу тонкостей подбора тканей – это не ко мне. Это к ТТ. И я собственно сходила туда же, после чего и выбрала зеленую шерсть «с четко различимым невооруженным взглядом переплетением». В магазине я ничего подходящего не нашла, заказала в GROSSE HANSA.

Почему именно такую? Потому что шила городской костюм, а не знатный, поэтому решила на сукно не замахиваться.

Тут, наверное, пришло время чуть углубиться в теорию. Все реконструкторы ее, конечно, знают, но я пишу с точки зрения новичка и для новичков и вообще для людей со стороны и не в теме.

В первой части я уже сказала – мода была для всех едина. Костюмы крестьянки, горожанки и дворянки на первый взгляд вообще не отличались. На второй взгляд становится видно, что разница есть – в цвете (краски были дорогие, поэтому чем ярче, тем дороже), в количестве ткани (чем богаче, тем шире и длиннее юбки и рукава), в аксессуарах, ну и, наконец, в качестве.

Качество я поставила на последнее место, потому что его на глаз мало кто отличает. Такие люди есть, и я надеюсь, они рано или поздно напишут большое подробное исследование на эту тему, а пока я вот знаю в теории, что 16 ниток на см – это очень крутое сукно, для богатых людей, а у нас продается в основном 10 ниток на см, что для знатного костюма совсем не годится. Но на практике не отличу. Впрочем, для простой горожанки и даже мелкой дворянки такое сукно все равно не по статусу.

А статус надо учитывать, потому что в большинстве стран были законы о роскоши. То есть, сколько бы у тебя ни было денег, носить одежду дороже, чем тебе разрешено по закону, нельзя. Причем, стоимость ткани тоже прописывалась.

Но был у любого средневекового человека и способ слегка обойти законы. Потому что если ткань на одежду регламентировалась, то ткань аксессуаров, отделки и всяких мелких деталей туалета – нет. Вот и у меня в костюме, благодаря этому, кроме уже перечисленных используются еще три вида ткани.

1) Тонкое дорогое сукно – на опенхуд.
2) Атлас – для платка на шею.
3) Тафта на съемные рукава.

Про то, почему средневековый костюм представляет из себя такой сложный конструктор, я, возможно, тоже еще напишу отдельно. А пока просто скажу – да, рукава очень часто были съемные. Это удобно. Платье – большое, тяжелое и дорогое, не настираешься. Да и платьев в гардеробе было немного, это даже по завещаниям видно. Другое дело рукава. Испачкала – отстегнула, пристегнула другие. Пошла на праздник или в церковь – пристегнула красивые, шелковые, для работы – простые, льняные. Рукавов можно иметь сколько угодно, на все случаи жизни. Платье с вшитым длинным рукавом свидетельствовало о достатке, о том, что его владелица не занимается грязной работой и не боится испачкать рукава.

Но возвращаюсь к шелку, из которого у меня были рукава. Я, конечно, и раньше знала, что шелк шелку рознь. Но обо всем его многообразии даже не подозревала. Как бы то ни было, на XV век годятся всего три вида – тафта, атлас и дамаск (с правильным историчным узором, и в 90% случаев это стилизованное изображение цветка граната).

Теперь подробнее о тканях XV века в целом. Я не знаю, как там в других источниках, изучала только английские, про Англию сейчас и буду говорить. В Англии ткани упоминаются в завещаниях, домовых книгах вельмож и законах о роскоши.

Начнем с шелка. Он в английских источниках бывает трех видов. Sarcent (тафта), satin/satyn (атлас) и damask (шелк с вытканным узором). Когда упоминается просто silk – чаще всего тоже имеется в виду тафта. Шили из него дублеты, пояса, рукава, аристократия – платья, гоуны, плюс использовали шелка и на подкладку дорогой одежды, и на отделку. Кстати, бархат в то время был тоже шелковым, но это вообще ткань для самых-самых богатых, как и парча, поэтому их даже касаться не буду.

В английских законах о роскоши часто упоминается еще и поддельный шелк, но я о нем знаю слишком мало. Судя по всему, это ткань изо льна или хлопка (возможно смесовая), высокого качества, с переплетением нитей, создающим особую гладкость и сходство с шелком. Не удивлюсь, если речь о неком предшественнике сатина, но гадать не хочу. Надеюсь, со временем найду материалы по этой теме.

Шерсть. О, Англия, страна овцеводства! Шерсти там было вдоволь, ее было много, разной, и тут я лучше посоветую почитать статью Дейва Кея про типы тканей в позднем средневековье. А сама просто назову основные:

Бродклоc (broadcloth) – сукно полотняного переплетения. Виды его были разные, но чаще всего имеется в виду дорогая ткань, дешевое некрашеное сукно именовалось «бланкет». Богатые люди шили из бродклоса гоуны, все остальные – в основном пояса и головные уборы.
Ворстед (worsted) – шерстяная ткань с видимым переплетением. Это наиболее часто упоминаемая ткань в английских письменных источниках. Из нее шили практически все кроме белья. В завещаниях, домовых книгах и переписках постоянно упоминаются гоуны, дублеты и киртлы из ворстеда.
Были еще керси, фриз, кендал, рассет и другие виды шерстяных тканей, но они уже упоминаются гораздо реже.

Лен. В какой-то степени очень спорная ткань. Лен существовал, это несомненно, из него много чего шили, но поскольку никому не приходило в голову упоминать в завещаниях нижнее белье и домашние платья, до сих пор ломаются копья на тему того, что из этого шили изо льна, а что только из шерсти. В основном спор идет о киртлах/туниках – то есть, нижних платьях, носимых по большей части дома (напоминаю, в Англии все, что на выход, называлось гоуном). Однозначно цветной лен был, в том числе и очень яркий – это подтверждают как письменные источники, так и изображения. Здравый смысл говорит – ткань была, стоила недорого, конечно из нее шили одежду. Но с доказательствами туго. Впрочем, нельзя доказать и обратное. Так что, шел он только на подкладку и всякие ширмы, занавески, пологи или и на одежду тоже – вопрос по-прежнему спорный. Из бесспорного – лен использовали для скатертей, полотенец и на подкладку одежды. Всего этого в завещаниях очень много. Но и лен был разный:

Собственно лен (linen) – льняная ткань, шедшая на белье, подкладку и скатерти.
Полотно (holland) – дорогая льняная ткань высокого качества. Использовалась для того же самого, что и обычный лен, теми, кому была по карману. Было еще рейнское полотно, парижское полотно и т. д. – все примерно то же самое, просто элитные сорта.
Диапер (diaper) – льняной жаккард, шедший на скатерти, полотенца, возможно на одежду.
Холст (canvas) – так сказать, техническая ткань, для всяких мешков и тому подобного.

Хлопок. Опять очень спорная ткань, у которой очень много противников. Впрочем, английские реконструкторы используют его практически наравне со льном. Просто и хлопок тоже бывает очень разный. В основном использовались два вида:

Хлопковая ткань (cotton/coton) – в любом случае это была редкая и достаточно дорогая ткань. Есть упоминания, что из нее шили белье для богатых и знатных особ.
Фустиан (fustian) – смесь хлопка и льна, плотная тяжелая ткань, использовавшаяся для арминг-дублетов, дублетов, иногда и для гоунов.
Есть упоминания и о других смесовых тканях, например, шелк/хлопок, но это совсем уж редкость.

И наконец была такая очень спорная ткань – бакрам (buckram). Спорная, потому что разные исследователи не сходятся во мнениях насчет ее состава. То ли это был жесткий лен (по статье Дейва Кея), то ли это была плотная хлопковая ткань, получившая свое название от Бухары (в работе Дональда Кинга «Age of Chivalry: Art in Plantagenet England»). У английских реконструкторов, судя по их мануалу для костюмов Войны Роз, популярнее вторая точка зрения. Во всяком случае они для подкладки рекомендуют лен или calico – плотную хлопковую ткань полотняного переплетения.
Бакрамом, чем бы он ни был, судя по письменным источникам, в основном подкладывали гоуны, придавая им форму.

Возвращаясь к моему костюму. С учетом всего перечисленного, я шила рубашку и платок из тонкого белого льна, нижнее платье из плотного цветного льна, подкладку на него и верхнее платье – из плотного цветного льна, шоссы – из мягкого, но довольно рыхлого льна, верхнее платье (оверкиртл/гоун) – из шерсти типа ворстеда. Аксессуары, которые у горожанки могли быть достаточно дорогими: опенхуд – из тонкого алого сукна (по средневековым меркам очень дорогого), рукава – из тафты, платок на шею – из белого атласа.

@темы: История, Личное, Фото

URL
Комментарии
2018-07-01 в 19:36 

Tongor
Abfliegen, zu wiederkommen
Про то, почему средневековый костюм представляет из себя такой сложный конструктор, я, возможно, тоже еще напишу отдельно

Очень интересно было бы :). Я вот только сейчас, прочитав про рукава, понял, ПОЧЕМУ :-D

2018-07-01 в 19:49 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
Если доберусь :) Я кажется уже выдохлась немного)) Но там все функционально - рукава, оборки, шнуровки и т. д.

URL
2018-07-01 в 20:46 

Tongor
Abfliegen, zu wiederkommen
kate-kapella, понятно дело, что не просто так. Я раньше слышал версию, мол, массово крой с проймой и втачным рукавом ниасиливали. Но оно вон оказывается как.

2018-07-01 в 21:31 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
Tongor, у меня другой костюм на XI век, там еще без проймы. Честно говоря, не знаю точно, когда стали ее кроить, по-моему где-то в XIV веке.

URL
2018-07-01 в 22:04 

Белокурая Гретхен
Очень интересно.

2018-07-01 в 22:43 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
URL
2018-07-03 в 23:31 

_Ир-Рианн_
Ангел-пилот.
Ух ты, интересно как...
Красивые очень образы :)

2018-07-05 в 15:56 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
_Ир-Рианн_, спасибо :)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Четырнадцать аллей

главная